30 лет Конституции России

В декабре 2023 года исполнилось 30 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации. Документ считается незыблемой и основополагающей базой почти любого государства современного мира. Сегодня немного поговорим об истории основного закона нашей страны и его изменений.

Действующая Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня ее официального опубликования — 25 декабря 1993 года.

Впервые положения Конституции были значительно изменены при президентстве Дмитрия Анатольевича Медведева. В конце 2008 года президент Медведев Д.А. внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации. Принятые изменения, увеличившие срок полномочий президента Российской Федерации с 4 до 6 лет и Государственной думы Российской Федерации с 4 до 5 лет, стали первыми существенными поправками к действующей Конституции за ее 15-летнюю историю. Кстати говоря, свою инициативу Медведев Д.А. объяснил невозможностью выполнить все возникающие перед главой страны проблемы всего за 4 года работы…

Следующие значимые изменения в основном законе нашей страны произошли в 2014 году. Так 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, связанная с ликвидацией Высшего Арбитражного суда и передачей его полномочий Верховному суду Российской Федерации. Кроме того, были расширены полномочия главы нашего государства по кадровым решениям в органах прокуратуры. В редакции Конституции от 21 июля 2014 года президент Российской Федерации получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации. Эти же поправки в Конституции закрепили решение достаточно острой проблемы для нашей страны, а именно включение в состав Российской Федерации новых субъектов – Республику Крым и город федерального значения Севастополь.

В дальнейшем, наверно можно сказать, самые объемные и принципиально значимые изменения Конституции Российской Федерации, произошли в 2020 году. В тот момент, когда мировая цивилизация столкнулась с очередной массовой пандемией, связанными с ней экономическими и социальными потрясениями, у нас в стране была своя атмосфера. После внесения в законопроект президента Путина В.В. ряда изменений и его рассмотрения в трех чтениях Государственной Думы, одобрения законопроекта Советом федерации, 14 марта 2020 года закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации был подписан президентом и им было назначено всероссийское голосование (референдум) о внесении в Конституцию ряда поправок, предусмотренных данным законом.

Приведенный закон предусматривал внесение следующих существенных изменений в Конституцию Российской Федерации:

Касающиеся президента Российской Федерации: Первое и, пожалуй, главное изменение в соответствии с которым одно и то же лицо не может занимать президентскую должность более двух сроков, однако данное правило не распространяется на действующего президента и того, кто находился в должности президента до него. Таким образом, предлагается так называемое «обнуление». Для двух конкретных граждан Российской Федерации, занимавших пост президента Российской Федерации – Медведева Д.А. и Путина В.В. снимаются барьеры в доступе к должности президента на предусмотренный Конституцией срок. Какими мотивами руководствовались законодательные органы власти при принятии данного закона понять трудно, однако в мировой политической практике «обнуление» не является новеллой. В ряде авторитарных государств нечто подобное уже происходило (Боливия, Буркина-Фасо, Таджикистан, Узбекистан и некоторые другие), если вы понимаете о чем я.

«Обнуление» сроков – не единственная поправка, касающаяся должности президента. Так президент Российской Федерации приобрел новые функции и полномочия. Он, например, руководит Правительством РФ, при том что должность председателя правительства сохранилась. «Предлагает» Совету Федерации уволить любого судью, кроме районных и мировых судей. Получил право назначать и снимать с должностей всех прокуроров. И это, как вы наверно догадываетесь, перечень не полный. В итоге объем компетенций и возможностей президента влиять на другие органы, которые и без того велики, возросли еще больше.

Касающиеся судебной системы: Серьезно поменялась организация конституционного контроля, гарантирующего правовую охрану Конституции и незыблемость конституционного порядка. Состав Конституционного Суда сократился до 11 человек. Частично усложнен доступ к Суду для граждан: прежде чем подать жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации на закон, гражданину будет необходимо пройти все судебные инстанции нижестоящих судов.

По моему мнению с данном разделе также следует упомянуть и изменения, позволяющие Российской Федерации и государственным органам игнорировать некоторые решения межгосударственных органов и судов. В частности, разрешается не исполнять те решения, которые Конституционный суд признает противоречащими Конституции РФ. Таким образом, фактически ликвидирован приоритет международных договоров над законами Российской Федерации.

Касающиеся органов местного самоуправления:

Во-первых, объединены органы местного самоуправления и органы государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в Российской Федерации» – хотя основы конституционного строя требуют их разделения.

Во-вторых, глава Конституции, касающаяся органов местного самоуправления, почти не содержит норм прямого действия, потому что в нее включаются сразу семь отсылок к федеральному законодательству. Именно закон, а не Конституция определяет общие принципы организации местного самоуправления, виды муниципальных образований, порядок и случаи формирования муниципальных властей государственными органами и т.п. Рамки изменений в области устройства муниципальной власти, таким образом, беспредельно расширяются.

Касающиеся правового статуса граждан:

В числе поправок были и те, которые касаются граждан напрямую. При этом одни вводят дополнительные ограничения в правах, а другие включают в Конституцию гарантии, предусмотренные в настоящее время обычными законами.

О каких ограничениях идет речь? Это затрагивающий свободу слова запрет призывать к действиям, «направленным на отчуждение части территории Российской Федерации» и умалять «значение подвига народа при защите Отечества», что бы последнее ни значило. Было введено ограничение права избираться и находиться на госслужбе – по основаниям, связанным с иностранным гражданством и проживанием за рубежом.

Теперь о гарантиях. Конституция прямо упоминает о гарантировании государством минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума по России, индексации пенсий не реже одного раза в год, а также социальных пособий и выплат. Сказано о том, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Правительство обязано обеспечивать функционирование системы социальной защиты инвалидов, их социальную интеграцию без дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества их жизни.

Изменения, предусмотренные данным законом, были приняты по результатам общероссийского голосования по вопросу внесения поправок в Конституцию Российской Федерации (референдума), и одобрены 01 июля 2020 года, в результате чего Конституция Российской Федерации вступила в законную силу 04 июля 2020 года.

Несмотря на заключение Конституционного Суда, признавшего поправки правомерными, полагаю, что данные изменения можно считать достаточно спорными с точки зрения, как содержания, так и процедуры введения их в действие, в том числе учитывая тот факт, что голосование было «пакетным», означающим, что высказать свое мнение «за» или «против» можно было только по всем поправкам сразу, а не в отношении отдельных из них.

Сомнения, главным образом, вызывает их противоречивость с принципами сменяемости власти, разделения властей, независимости судов, самостоятельности местного самоуправления. Еще один немаловажный момент заключается в том, что Конституция в новом изложении теряет свое предназначение быть средством ограничения власти ради прав граждан.

То ли ещё будет, как говорится.